О создании АО «Организация по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте»
О создании АО «Организация по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте»
В целях публичного обсуждения размещается запрос Министерства транспорта Республики Казахстан о целесообразности создания акционерного общества «Организация по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте».
Главой государства Республики Казахстан поручено создать организацию по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, которая в том числе будет осуществлять расследование на железнодорожном и водном транспорте.
С развитием транспортной отрасли и увеличением парка воздушных судов, железнодорожных подвижных составов, судов и объемов перевозок возрастает количество происшествий и инцидентов на транспорте.
Для оперативного реагирования на транспортные происшествия и качественное проведение расследований необходимо достаточное количество штатной структуры. В сложившейся ситуации ощущается нехватка квалифицированного персонала в области расследования происшествий и инцидентов на транспорте, что негативно влияет на качество расследования.
Квалифицированный персонал, а это пилоты, инженеры со знанием английского языка, имеющие опыт работы на воздушных судах Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier, а также специалисты морской и железнодорожной отрасли должны иметь соответствующую оплату труда на уровне отрасли. На сегодняшний день заработные платы работников отрасли превышают оклад уполномоченного по расследованию. Повысить оклад расследователям в рамках государственной службы не представляется возможным.
В соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) - государство определяет уполномоченный орган по расследованию авиационных происшествий, не зависящий от государственных авиационных уполномоченных органов и других организаций, которые могут вмешиваться в проведение расследования или влиять на его объективность с соблюдением следующих критериев:
-
функциональная независимость от ведомства гражданской авиации;
-
автономность расследования;
-
неограниченные полномочия в отношении публикации отчетов расследования;
-
независимое финансирование и кадровое обеспечение.
Также, согласно стандартам Международной морской организации (резолюция msc.255(84) от 16 мая 2008 года) – расследующее государство должно обеспечивать, чтобы лицо, проводящее расследование, действовало беспристрастно и объективно. Расследование должно быть таким, чтобы можно было сделать доклад о результатах расследования без получения указаний или вмешательства со стороны какого-либо лица или организации, которые могут быть затронуты результатами расследования.
Согласно международной практике, в большинстве стран образованы самостоятельные структуры по расследованию c различной формой собственности, подотчетные отраслевым министерствам или Парламенту, в зависимости от государственного устройства.
Справочно:
США – Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB)
Нидерланды – Совет по безопасности на транспорте (DSB)
Франция – Бюро анализа по безопасности гражданской авиации (BEA)
Канада – Совет по безопасности на транспорте (TSB)
Румыния – Управление по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (SIAA).
В структуре создаваемой организации планируется учредить лабораторию по расшифровке бортовых самописцев и других средств объективного контроля.
В этой связи, в целях соблюдения международных стандартов и повышения уровня безопасности на транспорте, а также привлечения квалифицированного персонала для более качественного расследования планируется создание уполномоченной организации по расследованию транспортных происшествий и инцидентов. Финансирование на первоначальном предполагается осуществлять за счет отчислений от поставщиков аэронавигационного обслуживания. Выделение средств из республиканского бюджета не предусматривается.
Организацию предлагается образовать в форме акционерного общества со стопроцентным участием государства. Миссия организации – расследование транспортных происшествий и инцидентов, соответствующее международным стандартам, проведение качественного расследования, оперативное установление причин и выдача действенных рекомендаций по обеспечению безопасности.
В соответствии с пунктом 13 проекта устава, вновь создаваемой организацией планируется осуществление следующих видов деятельности:
-
регулирование использования воздушного пространства;
-
прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта;
-
вспомогательная деятельность водного транспорта;
-
деятельность прочих учреждений, осуществляющих технические испытания и анализы;
-
иная профессиональная, научная и техническая деятельность, не включенная в другие группировки;
-
деятельность пассажирского железнодорожного транспорта в междугородном сообщении;
-
деятельность грузового железнодорожного транспорта;
-
эксплуатация железных дорог.
При наличии замечаний и предложений просим направить их на электронный адрес: m.ospanov@atameken.kz.
Оставьте комментарий:
Комментарии: