Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

В Шымкенте поставщики не могут получить оплату за фактически выполненные работы

20 Мая 2019
- г. Шымкент
5183 просмотров

Необоснованные требования заказчиков  и неоплата выполненных работ – самые распространенные в Шымкенте нарушения в сфере госзакупок и закупок квазигосударственного сектора.

На очередном заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции в Шымкенте снова обнажились проблемы, с которыми сталкиваются потенциальные поставщики товаров, работ и услуг:  адмбарьеры со стороны чиновников при проведении госзакупок. По статистике, каждое девятое обращение в Палату по защите бизнеса – это жалобы предпринимателей на нарушения в сфере госзакупок, и занимают они традиционно второе место после  земельных отношений.  

На этот раз поставщики пожаловались на проблему, которая, как выяснилось, очень распространена в регионе: работы ими выполнены, а заказчики под разными предлогами  не хотят платить. В подобную ситуацию попала компания «Курылыс», которая в 2017 году выиграла тендер на строительство учебного блока  к средней школе. Все работы выполнила качественно и в срок. При этом заказчик - Управление строительства г.Шымкент - предложил поставщику  дополнительный объем работ. Заказчик внес изменения в ПСД, утвердил ее и определил  порядок оплаты.

Предприниматель добросовестно выполнил и эти   работы, о чем свидетельствует акт выполненных работ, подписанный госорганом и предпринимателем. Однако оплаты поставщик так и не дождался, хотя договорные обязательства предприниматель выполнил полностью.  Как выяснилось позже, госорганом не подписано было даже дополнительное соглашение к договору. Тем самым компании нанесен ущерб на сумму более 15 млн. тенге.

Аналогичная история и у  ТОО «Нұр дәүір құрылыс», которому не оплатил работы заказчик - ТОО со 100% участием акимата города «Тұрғын үй Шымкент». Общая сумма договора на разработку ПСД на капремонт жилых домов -  28 млн. 805 тыс. тенге. Оплата  по сегодняшний день заказчиком не произведена.

Представители управления строительства считают причину неоплаты объективной – оплата стала невозможной из-за разделения бюджета в связи с переводом областного центра из Шымкента в Туркестан.

«Ничего подобного! В 2018 году, после полного завершения объёма работ по договору, Отдел строительства Шымкента провел совещание с тех- и авторским надзором и ТОО «Курылыс» по поводу  внесения изменений в ПСД, есть подписанный протокол. Там же и говорилось, что оплата будет произведена из резервных средств Управления строительства», - отметил заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей г. Шымкента Кайрат Акенов. Его поддержали члены Совета.

«Перевод областного центра - не повод не платить. Предприниматели тратят десятки миллионов тенге не потому, что им деньги некуда девать, а потому, что вы согласовали - это ваша была инициатива. Работы закончены, вы вносите какие-то изменения, а потом уходите от ответа! Это грубое нарушение с вашей стороны»,  -  парировала в адрес чиновников член совета Гульнар Самбетова.

Как отметили участники заседания, прозвучавшие примеры не единичны, а имеют системный характер. И причина таких действий - явно коррупционный интерес со стороны госучреждений и тут впору провести расследование деятельности сотрудников Управления строительства, за которыми числится не одно подобное нарушение. А потому предпринимателям не мешало бы напомнить: верить только на слово заказчикам, выполнять работы без документов и договоров -  себе дороже. Так что будьте бдительными.

На Совете было рассмотрено еще одно распространённое нарушение со стороны заказчиков госзакупок  – завышенные требования, или, как его называют, «заточка». Это когда техническая спецификация готовится под определённого потенциального поставщика. К примеру, ИП Ахметова К.С. принял участие в госзакупках услуг по поставке ГСМ и сжиженного газа, проведенных ЮКФ РГП «Казсушар». Местом поставки определен город Шардара Туркестанской области. В технической спецификации закупаемых услуг значилось, что потенциальный поставщик должен иметь АЗС  в г. Шымкент, во всех городах и районах Туркестанской области и во всех областях Республики Казахстан. Спрашивается, зачем? Ведь местом поставки определен всего лишь один город? Заявка предпринимателя была отклонена ввиду отсутствия АЗС в других регионах. Данное требование государственного предприятия члены Совета посчитали искусственно созданным барьером, который стал препятствием к участию в госзакупках субъектов предпринимательства. Следует отметить, что филиалы РГП «Казсушар» имеются во всех областных центрах и городах республиканского значения и мониторинг портала госзакупок показал, что аналогичные закупки были проведены и в других регионах республики, но уже без указанных требований.

По результатам заседания членами Совета предложено направить материалы в Комитет внутреннего государственного аудита Минфина РК о проведении проверки законности и обоснованности действии госорганов, а также в центральный аппарат «Казсушар» - о создаваемых структурными подразделениями барьерах при госзакупках.


 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры