Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Госзакупки "для своих"

06 Ноября 2018
- г. Шымкент
7299 просмотров

Участники госзакупок Шымкента жалуются на конкурсные комиссии

Кто защищает права участников государственных закупок, к кому обращаться с жалобами и какие действия могут быть предприняты? – ответы на эти вопросы были озвучены на совещании в Палате предпринимателей г. Шымкента, проведенном городским Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам госслужбы и противодействию коррупции  совместно с департаментом внутреннего государственного аудита и предпринимателями.

Как было отмечено, уполномоченным органом в области государственных закупок, обеспечивающим законные интересы их субъектов, является департамент внутреннего госаудита.   По словам представителя департамента Каната Мамытаева,   уполномоченный орган проводит усиленную работу по обеспечению открытости и честности при проведении государственных закупок. И тем не менее жалоб от  предпринимателей на нарушения при госзакупках не уменьшается. По словам выступающего, основные нарушения допускаются как по халатности и невнимательности исполнителей, так и намеренно - с оказанием предпочтения определенному поставщику.

 В своих обращениях предприниматели обычно указывают на упущения конкурента, жалуются на организатора конкурса, на  действия конкурсных комиссий, которые  необоснованно допускают или отклоняют участников госзакупок.  Причем, в Шымкенте жалобы на действия конкурсной комиссии составляют более половины всех обращений.

Как отметил аудитор, при проведении контрольных мероприятий департамент неоднократно выявлял нарушения еще на стадии разработки конкурсной документации. К примеру, организаторы-заказчики государственных закупок устанавливали для потенциальных поставщиков  заведомо  невыполнимые условия. Предусматривая неразумные сроки исполнения договорных обязательств - менее чем 15 календарных дней, они тем самым сужали круг участников, и победителем признавался поставщик, заранее подготовленный для данных закупок, готовый исполнить договор на условиях, предусмотренных конкурсной документацией. Условиями для ограничения  количества потенциальных поставщиков были и  товарные знаки, фирменные наименования,  промышленные образцы, указание места происхождения товара и производителя, а также иные характеристики, определяющие принадлежность приобретаемого товара, работы или услуги отдельному поставщику. Это наглядная демонстрация того, как чиновники организуют конкурсы «для своих», привлекая к участию в конкурсах «нужные» фирмы.

«Это нарушение принципа правового регулирования государственных закупок –  предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок.
По всем этим фактам  департаментом направлялись объектам государственного аудита уведомления об устранении нарушений,  изменении конкурсной документации или отмене конкурсов», - отметил Канат Мамытаев.   

Еще одно из часто допускаемых нарушений по способу запроса ценовых предложений – это проведение закупок, требующих наличие соответствующих разрешений или лицензии, согласно Закону РК «О разрешениях и уведомлениях».
Но его зачастую применяли и  в случаях, не предусмотренных законодательством, что приводило к  заключению заказчиками договоров вне конкурентной среды. 

Еще одну системную проблему, набившую оскомину, озвучил заместитель директора Палаты предпринимателей г. Шымкент Кайрат Акенов.  Это случаи, когда госорганы, по своей  халатности или намеренно, не регистрируют договора в органах казначейства. Исполнители и подрядчики выполняют работы, но когда дело доходит до оплаты выполненных объемов, выясняется, что договора заказчиками не были зарегистрированы в органах казначейства, а значит, они не могут быть оплачены. Тем самым предпринимателям наносится существенный имущественный вред. Страдают предприниматели и из-за технических ошибок, допускаемых самими организаторами или заказчиками госзакупок при составлении конкурсной документации. К примеру, в  конкурсной документации  на поставку рубероида заказчики указали  разные единицы измерения одного и того же товара - рубероида. В техспецификации рубероид измерялся квадратными метрами, а в приложении к характеристике он был указан в рулонах.  Все это свидетельствуют о том, что предпринимателям  создается искусственный барьер, а где-то -  необоснованные  преимущества отдельным участникам закупки.

 «К нам до сих пор поступают обращения, свидетельствующие о продолжающейся практике лоббирования интересов конкретных поставщиков отдельными госорганами, а также вольного трактования ими норм законодательства», - отметил руководитель Департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по г. Шымкент  Али Комекбаев.   

Он призвал присутствующих к борьбе с нарушениями,  усилению  совместной работы по обеспечению открытости и честности при проведении государственных закупок. Возможности при проведении госзакупок должны быть равными для всех участников.

«Учитывая нашу единую задачу – обеспечение своевременного и эффективного освоения бюджетных средств в целях исключения соответствующих рисков, хочу попросить организаторов осуществлять закупки строго в соответствии с законодательством о государственных закупках, контролировать сроки исполнения уведомлений», - отметил он.

Али Комекбаев предупредил об ответственности лиц, дискредитирующих государственную службу: совершившие нарушения во многих случаях привлекаются к строгой дисциплинарной ответственности. В случае привлечения  к дисциплинарной ответственности (в виде увольнения с занимаемой должности по указанным основаниям), госслужащий лишается права работать впредь на государственной службе.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры