Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

С прицелом на запросы бизнеса

06 Марта 2018
- г. Шымкент
7037 просмотров

Подготовка кадров должна вестись максимально приближенно к требованиям бизнеса

На этот раз инициатива - обсудить проблему подготовки кадров для бизнеса вместе с бизнесом и сделать это  на  площадке Палаты – принадлежала заместителю акима области Ерболу Садыру.  На встречу пригласили руководителей  колледжей, ассоциаций, компаний и производств  по отраслям – строительной сферы, туризма, АПК, пищевой, текстильной отрасли и других, чтобы открыто обсудить их потребность в кадрах и какие специалисты им нужны. Такая необходимость возникла после того, как выявилось, что те данные, которые представляют госорганы, оказались «нарисованными» и  неактуальными.

«Сейчас открываются новые предприятия, расширяются производства, рынок труда постоянно меняется, многие традиционные специальности перестают быть востребованными. Может, нужно ввести новые специальности, которых нет в классификаторе, утвержденном МОНом?» - призвал к открытому разговору замакима области  Ербол Садыр.

Как отмечали участники встречи, учебные заведения готовят специалистов общих направлений, подстроиться под специфику конкретной компании без участия самого предприятия практически невозможно. Те предприятия, которые действительно заинтересованы в привлечении квалифицированных кадров,  совместно с учебными заведениями решают проблему приближения студента к производству, создавая рабочие места для прохождения оплачиваемой производственной практики, выплачивая стипендии, участвуя в распределении выпускников. Но есть среди них и такие, которые на своих производствах открывают собственные учебные центры. Тем более что в первом направлении Программы массового предпринимательства и  продуктивной занятости, заработавшей в прошлом году,  есть такой компонент, как краткосрочное обучение от 1 до 6 месяцев рабочим, техническим специальностям.

Сегодня  такие центры открыли у себя на производствах  текстильное предприятие  «Азала», швейная фабрика «Гаухар», агрокорпорация «Амангельды» и ассоциация туризма. По этой программе они могут подготовить кадры под себя. Обучение в таких центрах сейчас субсидируется государством: по республике это единая сумма - 46 тысяч тенге, 30  тысяч из которой –  идет на обучение, а 16 тысяч -  стипендия. Срок обучения -  от 1 до 6 месяцев. Принять участие в программе может безработная молодежь до 29 лет без высшего образования. В прошлом году краткосрочное обучение по этой программе прошли  более 12 тысяч безработных молодых людей из ЮКО.

Как выяснилось, далеко не все бизнесмены наслышаны о данной программе и такой возможности.

«Мы агитируем наши предприятия, чтобы они на своих производствах открывали учебные центры, потому что лучше, чем они, никто не подготовит кадры под свои требования», - призвал компании директор Палаты предпринимателей ЮКО Аскар Абубакиров.

Об эффективности данного механизма свидетельствует и то, что если поначалу компании, первые открывшие учебные центры,  делали это осторожно, то теперь они повторно набирают группы и уже с большим количеством людей. Каждый слушатель  получает сертификат об обучении на краткосрочных курсах, и в худшем случае, когда предприятие не возьмет его на работу, слушатели же могут открыть ИП и работать сами на себя, благо знания и практику они получили.

«Естественно у этих центров при предприятиях нет какой-либо методологии, они мало связаны с теорией, здесь мы предлагаем, чтобы они тесно работали с нашими колледжами и вузами, - отмечает начальник отдела развития человеческого капитала Мадина Турсынбекова. - Для преподавания теории можно привлечь преподавателей колледжей или сертифицированных специалистов на правах аутсорсинга, а мастера предприятий  обучат слушателей практическим навыкам».

Представители компаний сожалели, что  не могут обучить или переобучить по этой программе  действующий персонал – под эту программу подпадают только безработные. Хотелось бы, чтобы программа  субсидировала  и обучение своих сотрудников, когда нужно  повысить квалификацию или переподготовить специалиста.

Вызвала сожаление и сумма, выделяемая государством на обучение, она единая для всех специальностей. А ведь разные специальности требуют разных денежных затрат. К примеру, подготовить сварщика или парикмахера –  потребует неодинаковых расходов. Сталеплавильщика подготовить дороже же, чем, к примеру, швею.

В жаркую дискуссию перерос вопрос потребности кадров, отсутствия связи между бизнесом и колледжами. По данным Палаты предпринимателей, потребность в кадрах действительно есть. Опрос 1600 местных предприятий выявил полторы тысячи вакансий. Больше всего в специалистах нуждаются отрасли металлургии и машиностроения, легкой промышленности и туризма. Но эти данные почему-то игнорируются местными исполнительными органами.

По словам же бизнеса, тот контингент, который предлагает Центр занятости, их не устраивает, зачастую молодежь приходит на обучение ради стипендии. Бизнесу  нужны грамотные специалисты. Пока же они сталкиваются с отсутствием таковых.

«Нет никакой связи между учебными заведениями и бизнесом. Не понимаю, для кого наши колледжи готовят кадры, - сказал директор ТОО «Дала фрутс» Болатбек Нажмедин. -  Невостребованные, они завтра же пополнят армию безработных! Прежде чем обучать, посоветуйтесь с нами, с работодателями ,– нужны нам будут завтра ваши выпускники или нет!»

 «Бизнес и компании сейчас не те, что были 20-30 лет назад. Все давно усовершенствовалось, - отметил директор ТОО «Алтын дан» Бакарам Абдукаримов.-  Сегодня на полях работают «Джон диры» стоимостью от 100 тыс. до 300 тыс. долларов США. А трактористы, выпускаемые нашими колледжами, не годятся для работы на этой технике, они попросту ее угробят! Я готов хоть сто человек взять на работу, но при условии, что это будут грамотные специалисты!»

Подготовка кадров должна вестись максимально приближенно к требованиям бизнеса – в этом единодушны были и бизнес, и власти, и учебные заведения ЮКО.

Поэтому бизнесу надо активнее открывать учебные центры на своих производствах.  Работодатели могут форматировать учебный план под себя, самостоятельно регулировать, на что нужно больше выделить часов. Вот тогда и обучение, и трудоустройство будет более эффективным.

Заместитель акима ЮКО предложил объединить интересы работодателей и учебных заведений – создать в социальной сети единую площадку, на которой предприниматели могли бы оставлять свои вакансии или заявки, а учебные заведения, исходя из этих потребностей, набирали бы студентов.

Палата со своей стороны готова помочь  сформировать полностью всю документацию по открытию учебного центра,  а также включить его в Реестр учебных центров Нацпалаты.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры