Урановый коллапс назрел в ЮКО
Разночтения в методиках, правилах и подзаконных актах зачастую используются монополистами в свою пользу
Это позволяет им создавать препоны на пути бизнеса, чтобы безнаказанно «доить» предпринимателей.
Проблема дочерней компании НАК «Казатомпром» еще раз доказала: вседозволенность монополистов может оказать губительное воздействие на бизнес. А может довести и до международного скандала.
АО «Казахстанско-российско-кыргызское совместное предприятие «Заречное» производит в ЮКО желтый кек - химконцентрат природного урана. Желтый кек – это одна составляющая целого цикла, которая по мере выпуска направляется по железной дороге на последующую переработку, в том числе и за пределы страны, тем самым внося вклад в увеличение экспорта казахстанской продукции. На руднике кек затаривается в специальные сертифицированные контейнеры, которые затем загружаются в полувагоны по соответствующей схеме крепления, согласованной в филиалах АО НК «Казахстан Темир Жолы».
Подобная загрузка продукции осуществлялась предприятием на протяжении трех лет и беспрепятственно отправлялась до следующего места назначения. Но в июле нынешнего года, когда уже была отправлена очередная партия стратегического груза и пришло время отправки следующих двух партий вагонов, сотрудники КТЖ вдруг начали ссылаться на некий внутренний документ, которым запрещалось перевозить особо опасные или стратегические грузы в открытых вагонах.
Кстати, документ предпринимателю так и не показали. Вагоны со стратегическим грузом застряли на полтора месяца. Непоставка могла повлиять в целом на работу всего «Казатомпрома». Ведь производство желтого кека – это лишь одна часть полной производственной цепи: одно недопоставишь – останавливается весь процесс.
«Срыв отгрузки желтого кека привел к нарушению сроков контрактов с зарубежными компаниями-покупателями. По этой причине предприятие-переработчик вынужден был остановиться и отправить более 500 человек в отпуск без содержания», - отметило руководство «Заречного» в обращении в Палату предпринимателей ЮКО.
Эксперты Палаты, проанализировав обращение, пришли к выводу: монополистом создан искусственный барьер на пути бизнеса.
«Мы считаем, что нарушений со стороны предприятия «Заречное» не было, - отмечает заместитель директора Палаты Кайрат Акенов. - При упаковке и перевозке груза оно руководствовалось согласованным и утвержденным соответствующими органами РК и Российской Федерации сертификатом разрешения, действующим до 2020 года. - Кроме того действие данного сертификата на территории Казахстана распространено Комитетом атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК».
Эксперт Палаты Майя Исаева тоже считает, что требования «Казахстан Темир Жолы» безосновательны.
«Мы официально запрашивали текст внутриведомственной телеграмы, на которую ссылались работники КТЖ и где, якобы, говорилось о требованиях погрузки контейнеров с урановым концентратом не в полувагоны, а в крытые вагоны. Но так и не получили этого документа, - отмечает она. – К тому же, учитывая, что желтый кек в контейнеры можно загружать только сверху, то если логически поразмыслить: это технически невозможно сделать - поместить в крытый вагон контейнера с концентратом внутри, так как контейнеры рассчитаны для погрузки в полувагоны (открытые вагоны)».
Экспертами Палаты была сделана большая скрупулезная работа по изучению нормативных документов, касающихся правил перевозки по железной дороге стратегических и опасных грузов.
«В конце концов мы поняли, что и КТЖ, и Палата, читая один и тот же нормативный документ, каждый понял его по-своему. Произошло разночтение, - отметила Мая Исаева. - Об этом мы сообщили в Центральный аппарат НПП «Атамекен». Директор департамента правовой защиты НПП Олег Савеленко обратился с этим вопросом в Министерство по инвестициям и развитию РК. Оттуда пришел ответ за подписью вице-министра Романа Скляра: в Правилах отсутствует норма, запрещающая перевозку грузов в открытом подвижном составе. Таким образом, загрузка в открытых вагонах осуществляется законно».
Проблема исчерпана - 43 вагона, груженные урановой продукцией, отправились к адресату – станция Алтынтау Акмолинской области.
Подытоживая, эксперты Палаты отмечают, что не решение данного вопроса грозило предприятию ущербом в 158 миллионов тенге, не считая штрафных санкций со стороны конечных покупателей.
Но даже не это самое главное. По вине крупного монополиста мог разразиться международный скандал на фоне уранового коллапса – одновременного вынужденного бездействия всех участников полного цикла ураноперерабатывающего производства.
Оставьте комментарий:
Комментарии: