Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Как обеспечить Астану сельхозпродуктами?

10 Февраля 2017
11827 просмотров

О возможностях прямых поставок сельхозпродукции на рынок Астаны говорил на ежегодной конференции предпринимателей заместитель Председателя Правления НПП РК Нуржан Альтаев

По его словам, цепочка движения аграрной продукции тормозит развитие сельского хозяйства и торговли.

«Обеспечение продовольственной безопасности является одним из приоритетов государственной политики. Глава государства в нынешнем Послании отметил, что агропромышленный комплекс Казахстана должен стать новым драйвером экономики Казахстана, для этого нужно создать эффективную систему хранения, транспортировки и сбыта товаров», - подчеркнул Нуржан Альтаев.

Как отметил зампред правления НПП, по основным видам сельскохозяйственной продукции, по которым Казахстан исторически является самообеспеченным, все же наблюдается определенная доля импорта: говядины на сумму более чем 36 миллионов долларов США; баранины на 300 тыс. долларов США; мёда импортировано на полмиллиона долларов США; будучи зерновой державой, в среднем, последние 5 лет мы завозим макаронных изделий на 50 млн долларов. Такая же ситуация  и с плодоовощной группой: лука и чеснока завозим на 35 млн долл. США; в среднем за последние 5 лет ежегодно мы завозим картофеля на 16 миллионов долларов США, тогда как производим картофеля больше потребности Казахстана в нем; томатов практически на 70 млн дол. США; капусты более 14 миллионов долларов США.

«В среднем, мы завозим продукции на три миллиарда долларов США, два миллиарда из которых по тем позициям, по которым сами можем полностью покрыть свой потребности. Картофель в период межсезонья мы завозим из Пакистана. Сейчас на базарах его массово продают, еще и под брендом «макинского» или «павлодарского». Экспорт же картофеля небольшой, т.е. мы покупаем больше, чем продаем», - сказал Нуржан Альтаев.

Зампред Правления НПП объяснил сложившуюся ситуацию тем, что небольшие производители не могут обеспечить цикличность поставок в межсезонье, преимущественно в зимнее время, и этот завоз приходится на пик роста цен, отчего и складываются эти огромные суммы.

По словам Альтаева, сегодня у казахстанских фермеров нет доступа к современным хранилищам, куда можно заложить продукцию и постепенно отпускать, выстраивая стабильные отношения с розничным звеном. То есть отечественный сельхозпроизводитель, даже вырастив качественную продукцию, не имеет возможности заложить ее на хранение, доработать под требования торговой розницы и подобающе предложить покупателю. В конечном счете, это снижает привлекательность и спрос на продукцию, производимую нашими фермерами, в то время как полки торговых сетей заполняют продукты иностранного производства. Он констатировал, что текущая цепочка движения продукции тормозит развитие отрасли сельского хозяйства и торговли, а также отрицательно влияет на спрос местной аграрной продукции гражданами Казахстана.

«В прошлом году в Алматы мы обсуждали тему развития прямого сбыта аграрной продукции, производимой фермерами, в торговые сети. В итоге было подписано соглашение о сотрудничестве между торговыми сетями, сельхозтоварпоизводителями и Национальной палатой. Такие крупные торговые сети Алматы, как «Магнум», «Метро», «КарФур», «Арзан», «Рамстор» и «Алма» нас активно поддержали в этом вопросе, но ни один кооператив не смог выдержать требований сетей по цикличности поставок, тогда как по цене и качеству они были вполне конкурентоспособны по отношению к импортной продукции. Отсутствие звена в виде оптово-распределительного центра сыграло ключевую роль в процессе интеграции прямых отношении между производителем и розницей», - отметил Альтаев.

«Мы искусственно стали заложниками схемы оборота продукции, при которой у фермера за бесценок во время сбора урожая с поля забирают «серые дилеры» и везут его продукцию с высокой маржой на базары г. Алматы, в соседние страны», - добавил он.

По словам зампреда правления НПП, фермерам невыгодно поставлять продукцию мелкими партиями, у них нет складских помещений, где можно хранить и ежедневно, еженедельно поставлять свою продукцию в розничный сегмент. «В этой связи необходимо использовать полноценно имеющийся потенциал торговых и складских помещений, которые на сегодня не загружены. У нас уже есть ряд партнеров, готовых взять на себя роль такого хаба, это, к примеру, рынок «Алай», а также торгово-логистический центр «Континентал Логистикс», - добавил он.

Нуржан Альтаев отметил, что в последнее время Правительством уделяется большое внимание данной проблеме, ведется работа по подготовке программы развития торговли, которая будет включать отдельный блок вопросов по развитию оптово-распределительных центров, так как без этого звена фермерам не удастся полноценно реализовывать свою продукцию. «Этот момент мы для себя четко обозначили в рамках подготовки предложений к новой программе», - подчеркнул он.

Зампред Правления привел в пример недавно открывшийся в городе Алматы Логистический центр оптово-розничной торговли сельскохозяйственной продукции «Мизам» с площадью торгового пространства 50 000 кв. метров, где будет создано 2000 торговых рабочих мест. Общий объем финансирования объекта составил 2,7 миллиардов тенге, он создан по проекту всем известной нам французской компании «Ранжис».

«Данную работу в городе Астане необходимо начинать уже сейчас, так как в текущем году стоит большая задача по организации продовольственной безопасности в рамках проведения международной выставки «ЭКСПО - 2017», куда в течение проведения выставки, по предварительным прогнозам, приедут порядка 2 млн человек», - отметил он.

Альтаев привел данные социально-предпринимательской корпорации «Астана», согласно которым большая вероятность нехватки во время проведения выставки в городе может возникнуть по следующим позициям: рис, крупа гречневая, сахар, минеральная вода, мясо. «Но, на наш взгляд, Асет Орентаевич, вероятность возникновения дефицита товаров по позициям товаров намного шире. В число этих продуктов можно смело включать всю плодоовощную и фруктовую группу, мясо птицы, мясные изделия», - обратился он к акиму.     

Зампред правления НПП отметил, что СПК предлагает выделить дополнительно из бюджета 2 млрд тенге для закупа, в том числе и зарубежной продукции, а также, чтобы обеспечить зеленый коридор для ввоза этой импортной продукции в Астану. «Мы не можем делать «Мерседесы», производить «Самсунги», но аграрную продукцию, конкурентоспособную любым зарубежным аналогам, мы можем делать. Продовольственное обеспечение столицы как в рамках проведения «ЭКСПО», так и на постоянной основе, можно решить, выстроив правильную логистику и хранение с местными производителями», - заявил он.

Подводя итоги своего выступления, Нуржан Альтаев озвучил основные направления, по которым Нацпалата готова вместе с акиматом города Астаны начать работать уже сейчас. «Если говорить откровенно, то на сегодняшний день большинство товаропроизводителей видит одним из приоритетов реализацию своей продукции посредством современного формата торговли - через сети. Поэтому в рамках программы пополнения оборотных средств через программу «Региональное точечное финансирование» нам нужно определить основные четкие правила игры для действующих оптово-распределительных центров по таким важным моментам, как: вход продовольственных товаров через единые ворота в город Астану, через организацию должного фитосанитарного и ветеринарного контроля; закуп исключительно отечественной продукции на те средства, которые планирует выделить СПК города Астаны; подготовка всей нормативной базы для полноценного функционирования системы ОРЦ в Казахстане», - сказал он.

Также зампред Правления отметил, что необходимо обязать социально-предпринимательскую корпорацию «Астана» закупать продукцию на нужды в рамках проведения «ЭСКПО» исключительно у отечественных сельхозтоваропроизводителей, а также у поставщиков продуктов питания, сделанной в Казахстане. «Мы уже начали работать в данном направлении. Более 80-ти производителей из девяти областей Казахстана выразили полную готовность в поставках продукции на полки столицы. Они готовы расширить каналы сбыта, выполнять задачу по продовольственному обеспечению столицы. Это те производители, которые ранее не поставляли свою продукцию в столичные торговые сети. Разнообразный ассортимент готовы предложить предприниматели регионов начиная от меда, кондитерских изделии, заканчивая готовыми к употреблению мясными изделиями. Как видно на слайде, указанные производители готовы закрыть дефицитные позиции в рамках проведения «ЭКСПО», - сообщил он

Кроме того, Альтаев высказался о необходимости во все комиссии в рамках проведения товарного закупа включить представителей общественных отраслевых объединений, Комитета агропромышленного комплекса Президиума НПП. «Также, Асет Орентаевич, хочу проинформировать Вас о том, что в первом квартале текущего года мы планируем провести отдельное большое мероприятие, посвященное теме доступа на рынок Астаны предпринимателям аграрного бизнеса, конечно же, с непосредственным Вашим участием, куда мы пригласим производителей сельскохозяйственной и пищевой промышленности, торговые сети и будем детально обсуждать: как нам бороться с тем отрицательным сальдо, который у нас сложился по традиционным видам продукции, а также по обеспечению бесперебойной поставки аграрной продукции в Астану в период «ЭКСПО», - добавил он.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры