Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Как открыть торговые сети для наших производителей?

10 Октября 2016
- г. Шымкент
12674 просмотров

Как открыть торговые сети для наших производителей?

Решение многих проблемных вопросов агробизнеса, в том числе доступа к рынкам сбыта - в объединении фермеров

К такому выводу пришли участники республиканского совещания  в Шымкенте, которое провел заместитель Председателя Правления НПП «Атамекен» Нуржан Альтаев с сельхотоваропроизводителями региона.  

Почему при себестоимости репчатого лука в 11-15 тенге в розницу она возрастает до 150?  И отчего при самообеспеченности региона основными видами агропродукции прилавки крупных торговых сетей изобилуют исключительно  импортом? На заседании в Палате предпринимателей пытались найти ответы на эти и другие вопросы.

Сейчас, как известно, цена казахстанской сельхозпродукции значительно выше себестоимости, потому что между торговыми сетями и производителями стоит масса посредников. По словам представителя Magnum Cash&Carry Нурлана Алибекова, торговым сетям выгодно работать с сельхозпроизводителями напрямую, но те, в свою очередь, далеко не всегда к этому готовы. Мелкие производители не готовы обеспечить такие объемы товара, которые нужны крупным сетям.

Кроме того, отечественным поставщикам нужно научиться предпродажной подготовке - это сортировка, калибровка, фасовка. Многие поставщики не вкладывают в это средства. Им это просто не по зубам. Поэтому всю предпродажную подготовку берут  на себя посредники.

Поднять работу на новый уровень - вот что необходимо сейчас,  необходимы и системные меры по изменению ситуации. Сельхозпроизводителям, в первую очередь, нужна кооперация, укрупнение.

В качестве одного из путей решения этих и других проблем отрасли, с которыми сталкиваются мелкие и средние предприниматели сельской местности, Палата предпринимателей предложила наладить систему прямого сбыта аграрной продукции через выстраивание взаимовыгодного сотрудничества местных сельхозкооперативов с крупными торговыми сетями города Шымкента Magnum, Шахан, Фиркан, METRO. 

«Торговые сети поддержали наше предложение, более того, изъявили готовность работать напрямую, формировать объемы долгосрочных заказов для плановых работ сельхозкооперативов, транслировать необходимые стандарты продукции до его поставок в сеть, отдавать предпочтение в продвижении местной продукции. В свою очередь Палата предпринимателей готова стать проводником в развитии двусторонних отношений между сетями и сельхозкооперативами, и мы надеемся, что уже в этом году начнутся первые поставки продукции», - отметили в Палате предпринимателей. 

На сегодня в области создан 21 кооператив, готовый работать по такой схеме. И в Палате надеются, что в перспективе наряду с расширением этих кооперативов будут создаваться новые, а также появляться новые партнеры из числа торговых сетей, в связи с чем фермеров призвали активно объединяться в кооперативы и углублять специализацию.

Кооперация в данном случае решает проблемы прямого доступа и сбыта продукции сельхозтоваропроизводителей на продовольственные рынки. Объединив свои ресурсы - землю, технику, посевной материал и прочее, фермеры смогут формировать крупные партии продукции и сбывать ее в необходимых для торговых сетей объемах в соответствии с их требованиями, причем на постоянной основе. Сделать это в одиночку, разумеется, они не в состоянии. В свою очередь торговые сети получат преимущество получения свежей отечественной продукции без надбавок посредников. То есть это выгодно и фермерам, и покупателям.

Очевидно, что реализация продукции напрямую, без посредников, благодаря связи с торговыми сетями положительно скажется на деятельности кооперативов, так как параллельно решаются другие проблемные вопросы агробизнеса - слабое техническое оснащение и мелкотоварность производства. Кроме того, слияние в кооперативы позволит мелким хозяйствам получить доступ к новым инструментам финансирования, специальному налоговому режиму и ряду других преференций. Преимущества объединения фермеров в сельскохозяйственные кооперативы позволяют утверждать кооперацию как эффективный путь дальнейшего развития аграрного сектора страны.

Говорилось на республиканском совещании и о том, что требуется создание и развитие интегрированной системы закупа, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции. Эту систему предлагается реализовать путем внедрения новой формы - оптово-распределительных центров (ОРЦ). Их назначение - эффективная организация доработки, фасовки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции, надлежащего фитосанитарного и ветеринарного контроля, эффективного межрегионального перераспределения сельхозпродукции, а также таможенного обслуживания внешнеторговых потоков продовольствия.

Национальной палатой был изучен положительный опыт зарубежных стран в данной сфере. Система оптовой торговли сельхозпродукцией за рубежом, как правило, основана на преобладании государственной и муниципальной форм собственности в системе ОРЦ, управлении деятельностью ОРЦ и контроле над ними со стороны госорганов.

К примеру, в Испании, где создана собственная модель обеспечения реализации сельхозпродукции, ее особенность в том, что в стране нет других оптовых сельскохозяйственных рынков, кроме тех, которые принадлежат государственной корпорации «Меркаса».

Успешными примерами крупнейших рынков мира также можно назвать «Ранжис» (Франция), «Бронише» (Польша). Изучив зарубежный опыт, в НПП пришли к выводу, что многие успешные рынки строились за счет государственных средств и находятся в государственной собственности. В Казахстане же пока нет системного подхода к формированию отечественной сети ОРЦ: развитие таких рынков происходит во многом хаотично.

Таким образом, нужен новый подход, чтобы кардинально изменить систему функционирования существующих рынков. Координация и возможность управления системой поставок продукции позволит эффективно использовать средства, выделяемые для поддержки агросектора.

«В Казахстане необходимо создать совершенно новую национальную единую товаропроводящую систему с участием государства. Она предполагает единые стандарты, единые нормативные документы деятельности, контроль качества, госзаказ производителям на производство той или иной сельскохозяйственной культуры, кредитование реализации этого заказа и многое другое. Думаю, именно это должно стать основным направлением, в котором нам предстоит поработать», - резюмировал итоги встречи Н. Альтаев.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры