Эти нельготные «льготные» ГСМ…
Сельхозтоваропризводители Южного Казахстана жалуются на неэффективность действующей системы распределения льготных ГСМ
На совещании в Палате предпринимателей ЮКО сельские предприниматели заявили, что готовы вообще отказаться от льготного дизтоплива и предложили напрямую субсидировать их расходы на горючее.
Весной текущего года Палатой предпринимателей ЮКО во всех районах области были созданы мониторинговые группы, которые должны были проанализировать качество и прозрачность распределения льготных ГСМ, выделенных на весенне-осенние полевые работы. Эти группы выявили массу нарушений при отпуске удешевленного дизтоплива и пришли к неутешительному выводу: действующая система распределения льготного горючего не эффективна!
Механизм таков: сначала ГСМ распределяет профильное министерство, потом выдает местным исполнительным органам власти, акиматы назначают операторов, а они уже должны поставить горючее в регионы. Именно в выборе этих операторов и кроется самая большая тайна.
Палата предпринимателей уже на протяжении двух лет не может добиться от Управления сельского хозяйства области четкого регламента, согласно которому определяется оператор и где полностью расписаны критерии отбора и перечень необходимых документов и т. д.
Сделать прозрачным механизм отбора операторов, распределение топлива через акиматы, чтобы люди видели, – кому, сколько выделено и сколько кому распределено, - такую цель ставит Палата предпринимателей ЮКО.
«Удешевленное топливо — это проблема», - сокрушаются сельчане. - «Операторы находятся в областном центре. Обычно у этих операторов ничего нет, все арендуется — хранилища, транспорт, — поэтому затраты практически уравнивают цену льготного ГСМ с рыночной».
Крестьяне, подсчитывая убытки, рассказывали, что ситуация повторяется из года в год. Какую бы скидку на топливо государство ни предложило, на деле выходит себе дороже.
В Палату поступили десятки коллективных обращений от разочарованных инициативами чиновников сельхозпроизводителей. К примеру, отрарские «сельхозники» жаловались на то, что оператором распределения льготных ГСМ назначены компании, не имеющие автозаправочных станций в Отрарском районе и к тому же навязывающие услуги своих дорогостоящих бензовозов для транспортировки.
Сельхозтоваропроизводителям приходилось по несколько раз ездить в областной центр, что, в конце концов, привело к тому, что льготные 74 тенге за литр солярки нынешней весной обошлись в 81 тенге. А это практически рыночная стоимость дизтоплива, по которой они могли бы заправиться у себя в районе, никуда не выезжая. Таким образом, обесценивается сама идея государственной помощи.
«Нельзя ли в качестве операторов привлечь районных предпринимателей?» – резонно спрашивают сельчане.
Как выяснилось, в пяти районах области местным предпринимателям вполне по силам взять на себя роль поставщиков. К примеру, в одном Байдибекском районе функционирует 13 АЗС и каждая из них может организовать на местах раздачу льготного ГСМ.
Как ни странно, Управление сельского хозяйства проигнорировало совещание. Не было и ни одного представителя местной исполнительной власти, от которых зависит распределение льготных нефтепродуктов.
Руководитель департамента по снижению административных барьеров ПП ЮКО Тимур Нахипбеков, резюмируя итоги встречи, отметил, что для системного рассмотрения и решения проблемного вопроса необходимо определить четкие, прозрачные критерии отбора операторов для поставки удешевленного дизтоплива для сельчан и принять регламент отбора поставщиков. Необходимо также обеспечить участие в качестве операторов районные АЗС, имеющие все необходимые ресурсы и изъявившие желание участвовать в доставке льготного горючего. Обязательства операторов по доставке дизтоплива нужно закрепить на договорной основе.
Палата предпринимателей будет вести постоянный мониторинг процесса распределения ГСМ среди сельхозтоваропризводителей. Все озвученные предложения будут направлены в Центральный аппарат Национальной палаты «Атамекен».
Оставьте комментарий:
Комментарии: