Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Палата призывает шымкентских предпринимателей активно инвестировать в строительство школ

29 Ноября 2018 - г. Шымкент
486 просмотров

В 2020 году все школы страны перейдут на подушевое финансирование. На данный момент частные инвестиции в режиме пилота  привлекаются в школы в Астане и Алматы. В Шымкенте в 2019 году планируется строительство пяти  частных школ (на 4 350 мест) за счет инвесторов. Как известно, нововведение связано с необходимостью снизить нагрузку на государственные школы. Поэтому законодательно закреплены нормы, регулирующие размещение государственного образовательного заказа в частных школах.

 

О плюсах для бизнеса от  нововведения  Министерства образования и науки РК – наша беседа с начальником отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей г. Шымкент Мадиной Турсынбековой.

 - Мадина, в чем заключаются преимущества для бизнеса, который будет строить школы?

- Строить школы стало проще. Во-первых, произошла  ощутимая либерализация, исключено много требований. Для того, чтобы бизнес пришел и строил школы, специально  изменили  действующие строительные нормы и правила. Теперь для открытия школы необязательно строить ее в своем первоначальном виде. В  столице можно будет возводить школы до пяти этажей, а во всех остальных регионах (с населением не менее 500 тыс.человек) - до четырех. Школы могут теперь размещаться на первых и вторых этажах многоэтажных зданий. Возможно их открытие в частных жилых домах, приспособленных зданиях при высоте потолка 2,9 метров и максимуме в 300 учащихся. Увеличена максимальная проектная мощность для школ в Алматы и Астане до 3 тысяч  мест.

 Есть послабления и в квалификационных требованиях к образовательной деятельности. Спортзалы теперь не обязательно должны быть в школах, они могут быть в шаговой доступности порядка 500 метров (к примеру, две школы могут арендовать один спорткомплекс). Допускается отсутствие столовой, пищеблока, медкабинета,  достаточно лишь договоров  со специализированными организациями. Не обязательно здание может быть в собственности. Предусмотрена возможность аренды учебного оборудования на срок не менее 10 лет. Исключено требование о наличии фонда учебной литературы.

Все эти меры дают возможность для значительной оптимизации расходов при строительстве школ.

- Что необходимо предпринимателю сделать в первую очередь для строительства и открытия новой частной школы?

- В первую очередь, определиться с земельным участком (при отсутствии собственной земли). Информацию о потребности  в строительстве школы в том или ином районе города и необходимом количестве ученических мест можно получить, обратившись в управление образования города, после чего определить проектную мощность новой школы и район застройки.

Если же предприниматель не располагает землей и хочет получить ее от государства, ему  необходимо подать заявку в акимат города для участия в торгах (конкурсе, аукционе). Процесс получения земельного участка регулируется Земельным кодексом, средняя продолжительность которого составляет 4-5 месяцев.

За более детальной информацией можно обратиться в акимат.

- Можно получить земельный участок от государства без аукциона?

- Можно, но при наличии у потенциального инвестора договора о совместной деятельности с социально-предпринимательской корпорацией – СПК. Средняя продолжительность процедур получения земельного участка через СПК составляет 2-4 месяца. Более  детальную информацию можно получить, обратившись в СПК  города.

- Мадина, поскольку строительство школы является одним из приоритетных проектов, может ли предприниматель рассчитывать на льготное субсидирование?

- Да, такая возможность есть. При привлечении заемных средств на строительство школы возможно получение льготного субсидирования банковской процентной ставки через Фонд развития предпринимательства «ДАМУ» и по программе «Единая Дорожная карта бизнеса».

- Можно подробнее о самом механизме подушевого финансирования…

- Подушевое финансирование будет осуществляться из республиканского бюджета, и его размер будет зависеть от уровня школы.

Размер финансирования для вновь вводимых школ, где владелец здания и учредитель школы представлены в одном лице, будет составлять  478 098 тенге на одного учащегося, а для иных школ (более ранней постройки или арендуемое здание) сумма финансирования составит 235 698 тенге за ученика – это и есть государственный образовательный заказ.

При заключении со вновь вводимой частной школой договора на размещение госзаказа оговариваются следующие условия:

- возмещение затрат на строительство вновь введенной школы будет производиться государством в течение восьми лет,

- повышенный норматив выплачивается только на фактически сформированный контингент школы, но не превышая проектную мощность.

- в течение 20 лет владелец не сможет изменить целевое назначение объекта.

В случае превышения контингента размер госзаказа на количество учащихся сверх проектной мощности выплачивается по нормативу для действующих частных школ.

Например, проектная мощность школы - 500 мест. Сформированный контингент – 420 учащихся. В этом случае госзаказ оплачивается на всех 420 учеников по повышенному нормативу 478 098 тенге.

Пример 2: та же проектная мощность, но сформированный контингент – 570 учащихся. В этом случае госзаказ оплачивается: на 500 учеников (в пределах проектной мощности) - по повышенному нормативу 478 098 тенге, а на 70 учащихся (сверх проектной мощности) – по нормативу действующих школ 235 698 тенге.

Хочу отметить, что данный механизм финансирования среднего образования, когда частная школа получает государственные средства не только на организацию учебного процесса, но и частично возмещает свои расходы на строительство здания, при этом здание остается в собственности инвестора, не имеет аналогов в мире.

- Понятно, предпринимателям станет выгодно строить школы. Это, так называемые экономические инвестиции. Но в чем выгода от подушевого финансирования  для государства?

- Во-первых, подушевое финансирование внесет массу положительных моментов в сферу образования. Среди них – справедливое распределение средств между школами, так как каждая организация будет получать одинаковое количество средств из расчета на одного ученика. Второе – соблюдение единых прав учеников независимо от формы собственности, расположения и уровня школы. В условиях подушевого финансирования данная мера создаст конкурентную среду и повысит качество работы школ. Иными словами, школы теперь будут заинтересованы в том, чтобы к ним шли дети. Ведь за каждого школьника государство будет платить  неплохие деньги. Поэтому директор школы будет думать над тем, чтобы привлекать в коллектив грамотных специалистов, тех, кто даст ученикам по-настоящему прочные знания. К тому же, подушевое финансирование позволит директорам школ распределять бюджет, исходя из реальных потребностей и задач. У них также появится шанс самостоятельно формировать штатное расписание, назначать заработные платы, формировать экономию. Кроме того, отпадет необходимость в течение года осваивать средства в полном объеме – часть из них можно откладывать и генерировать на более масштабные проекты. В этом проекте смогут участвовать и частные школы.

Не секрет, что школ сегодня не хватает, особенно в мегаполисах, а имеющиеся – переполнены. В связи со значительным демографическим ростом и процессом урбанизации появляется все большее количество трехсменных школ, на сегодняшний день их в стране насчитывается 128. По состоянию на начало 2018-19 учебного года дефицит в республике составляет почти 200 тысяч ученических мест. В нашем городе Шымкенте на сегодня работает 19 трехсменных школ, где переполненность превышает норму в 2,5-3 раза. Данные цифры отражают дефицит с учетом двухсменной загруженности школ. А если сослаться на международный опыт, который подтверждает, что наиболее оптимальной организацией учебного процесса является  полуторасменная форма обучения и если существующий дефицит мест переложить на полуторасменную загруженность, то цифры возрастут в разы.

Таким образом, потребность в новых школах очевидна. Здесь видна острая необходимость в расширении и развитии сети частных школ. С этой целью и вводится система подушевого финансирования и законодательно  прописываются механизмы стимулирования бизнеса, помогающего системе частных школ. Государство компенсирует частному инвестору затраты на строительство новой школы. Поэтому призываем предпринимателей нашего города активнее инвестировать капитал в строительство частных школ.

Оставьте комментарий:

Комментарии:

Партнеры