Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Почему растут цены и что такое ОРЦ?

18 Октября 2017
5716 просмотров

В «Атамекене» бизнес-сообщество обсудило создание сети оптово-распределительных центров

19 октября 2017 года в «Атамекене» состоялось совместное заседание Комитета развития малого и среднего бизнеса и торговли и Комитета АПК и пищевой промышленности Президиума НПП РК «Атамекен». В формате видеоконференции были подключены Региональные палаты предпринимателей.

В ходе заседания был рассмотрен один, но весьма актуальный для бизнес-сообщества и населения РК вопрос: создание нового игрока в товаропроводящей системе продовольственной продукции – сети оптово-распределительных центров (ОРЦ).

Основным докладчиком выступил вице-министр МСХ РК Рустем Курманов. В своем выступлении он проинформировал о текущей ситуации на рынке продпродукции, основных проблемах в ценообразовании и сбыте, принципах работы ОРЦ и формах взаимодействия участников.

В частности, по данным МСХ РК, за последние 6 лет оптовая торговля продовольствием увеличилась в 3 раза – с 1,5 до 4,4 трлн тенге. Более 80% продовольствия проходит через мелкий «опт», и только 9% реализуется через крупные оптовые форматы торговли. Это приводит к увеличению транспортных, логистических затрат, увеличивает риски механических повреждений при погрузке-разгрузке товаров и потерям при хранении продукции. Потери продтоваров в процессе доставки от «поля до стола» превышают 40%.

С другой стороны, проходя путь от производителя к потребителю, цена товара увеличивается в 2, 3 и даже в 4 раза. Таким образом, во-первых, потребитель покупает товар по высокой цене, во-вторых, доход получает не производитель, а неэффективные посредники.

В целях совершенствования действующей схемы предлагается создать единое оптовое звено в виде ОРЦ, где будет организована оптовая торговля продовольственными товарами для розничных рынков, магазинов у дома, сетей ресторанов, кафе, гостиниц и т.д.

В каждом областном центре должен функционировать как минимум один подобный оптовый центр, который должен служить как точка входа продовольственных потоков в город.

МСХ РК предлагает создавать ОРЦ на базе государственного-частного партнерства (ГЧП), что обусловлено необходимостью оказания поддержки на начальной стадии реализации ОРЦ. В этом контексте Курманов остановился на основных мерах господдержки, которые предусматривают предоставление для потенциальных ОРЦ натурных земельных грантов, инвестиционных субсидий, льготных кредитов холдинга «КазАгро» и подведение инфраструктуры в соответствии с программой «Дорожная карта бизнеса 2020».

При этом основным вопросом, требующим тщательного обсуждения с представителями бизнеса (вместе с другими аспектами), является определение оптимальных требований к организации ОРЦ, а именно, самостоятельного участия ОРЦ в торговых операциях (закупе и реализации), либо только предоставлении в аренду торговых мест с оказанием комплекса услуг (хранение, сортировка, упаковка и др.).

По мнению бизнес-сообщества, поддерживается предоставление возможности осуществления торговых операций путем создания торгово-закупочной компании на базе ОРЦ.

Представители бизнес-кругов Актюбинской области попросили МСХ РК и «Атамекен» уточнить роль государства в деятельности ОРЦ в рамках ГЧП, и какова будет его доля в акционерном капитале такого центра. Ставится под большой вопрос необходимость участия государства в этом проекте, когда экономическая политика предусматривает массовое разгосударствление.

Кроме того, поднимался вопрос в отношении возможности финансирования или субсидирования расходов на приобретение специальной техники для оптовых центров, в т.ч. складскую, моечную и др. виды машин. Это требует значительных вложений со стороны акционера ОРЦ, в то время как подобная техника в Казахстане не производится. Исходя из региональных особенностей каждой области потребуются разные виды техники.

Отвечая на первый вопрос, Рустем Курманов подчеркнул, что участие государства не обязательно в этом проекте. Инструменты ГЧП предлагаются в качестве альтернативной опции в тех случаях, когда в регионе отсутствуют потенциальные рынки.

В свою очередь, заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Нуржан Альтаев указал на необходимость проработки вопроса в отношении закупа техники и составления соответствующего перечня.

Президент ОЮЛиИП «Союза картофелеводов и овощеводов» Кайрат Бисетаев предложил в рамках правил обязательно предусмотреть механизмы взаимодействия участников ОРЦ в части проведения системы контрактации с отраслевыми союзами о гарантированном закупе продукции, в котором будут также определены объемы, ассортимент, график поставок в течение года и т.д. И тогда производственные объединения будут ответственны за поставки, а ценообразование складываться из более справедливых факторов.

По мнению Бисетаева, организация торгово-закупочного бизнеса должна осуществляться в сотрудничестве с конкретными ассоциациями по принципу самоорганизации. Как он заверил, Союз картофелеводов готов поставлять продукцию во все регионы страны через сеть ОРЦ по заранее подписанным контрактам.

Актюбинские сельхозтоваропроизводители предложили продовольственные фонды, находящиеся в распоряжении местных исполнительных органов, интегрировать с оптово-распределительным центром с целью эффективного управления и своевременного пополнения фондов. Участниками заседания отмечено, что есть необходимость проработки данного вопроса совместно с компетентными госорганами.

В свою очередь, выступающие разъяснили основные принципы деятельности ОРЦ, который не будет предназначаться для массовой скупки продукции и, тем самым, манипулировать ценовой политикой. Основное предназначение ОРЦ заключается в построении необходимой инфраструктуры для проведения оптовых торгов, исключении посреднических звеньев и обеспечении гарантированного сбыта продукции отечественных производителей.

Управляющий директор-директор департамента развития МСБ НПП РК «Атамекен» Динмухамед Абсаттаров проинформировал о проводимой работе НПП РК «Атамекен» во взаимодействии с МСХ РК, МНЭ РК и другими организациями по вопросам создания сети ОРЦ. В этом плане Нацпалатой изучен опыт других государств, в частности, оптового рынка Rungis (Франция), сети продовольственных рынков Mercasa (Испания) и оптово-распределительных центров «РосАгроМаркет» (Россия).

Как сообщил Абсаттаров, в настоящее время работа ведется на основе трех подходов. Первое, это внесение изменений и дополнений на законодательном уровне, в первую очередь, в действующие правила внутренней торговли, введение понятия ОРЦ, определение четких правил игры. Второе, проектный подход – мы с МСХ посмотрели все регионы и потенциальные ОРЦ – провели опрос, осмотрели и оцифровали основные торговые объекты, изучили их технические возможности. Третье, концептуальный подход – это базовые факторы, разработка основных принципов и механизмов функционирования ОРЦ, разработка концепции, подготовка расчетов.

На сегодня сотрудники «Атамекена» уже посетили 7 регионов в т.ч. посетили 36 крупных игроков продовольственного рынка. В совещаниях приняло участие более 100 предприятий.

По словам Абсаттарова, основная проблема в областях – это переплетение опта и розницы. Торговля осуществляется гаражной системой, самопроизвольно построены территории торговых объектов. 70% участников это посреднические звенья или, как их в народе называют, «камазисты».

Сортировка и упаковка с/х продукции также производится в фурах. При этом потери продукции достигают 10-15%.

Имеет место также внешний фактор. К примеру, торгово-посреднические фирмы соседних стран предлагают отечественным сельхозтоваропроизводителям высокие цены за продукцию по сравнению с отечественными скупщиками. В результате с/х продукция прямо «с полей» реализуются напрямую в близлежащие регионы – Узбекистан, Кыргызстан и Россию.

До конца месяца планируется завершить поездку по регионам страны и по результатам составить полную картину о текущей ситуации в системе продовольственного товародвижения на местах.

В этой связи создание ОРЦ крайне необходимо и поддерживается в регионах. Предприниматели предлагают разделить сегменты рынка и не хотят конкурировать между собой. Есть потребность введения в систему ОРЦ таких цивилизованных инструментов торговли, как фьючерсные сделки, форвардные контракты.

Альтаев акцентировал внимание на эффективности использования действующих овоще- и фруктохранилищ. К примеру, в г.Астана есть много хранильных и складских помещений, однако не все из них заполнены. Эта проблема не новая и требует отдельного анализа. В этой связи следует провести отдельную работу по исследованию данной проблемы.

Кроме того, по мнению зампреда Нацпалаты, нет четких принципов отбора торговых организаций, которые могут модернизироваться под оптовые центры. В этой связи требуется выработать критерии для потенциальных ОРЦ.

После обсуждения всех деталей проекта Председатель Комитета малого бизнеса резюмировал, что создание сети оптово-распределительных крайне нужная инициатива и с этим никто не спорит.

Вместе с тем, с учетом важности создания сети ОРЦ и связанных с этим предполагаемых изменений в системе оптового товародвижения продпродукции, необходимо концептуально доработать правила регулирования деятельности ОРЦ.

Разработчику в лице МСХ РК, совместно с НПП РК «Атамекен» и другими компетентными организациями, дополнить материалы статистическими данными. В частности, отразить потребности каждого региона в продовольственной продукции, объемы ежегодного потребления и производства, количества производителей по сегментам. Изучить объем торговли в крупных городах, включая долю импорта. Предоставить экономические расчеты и бизнес-план одного ОРЦ. Это требуется для потенциальных инвесторов и демонстрации привлекательности для капиталовложения в проекты ОРЦ.

Отдельно следует поработать над проектом интегрированной электронной базы ОРЦ, которая предназначена показывать на транспарентной основе схему ценообразования, объемы доступных овощей и фруктов по регионам и т.д..

Отдельно сделано замечание по поводу отсутствия представителей местных исполнительных органов в обсуждении этого важного вопроса, т.к. создание и функционирование ОРЦ непосредственно касается МИО. Соответственно, в дальнейшем Минсельхоз и «Атамекен» необходимо активно привлекать в эту работу представителей акиматов.

По результатам заседания членами Комитетов были одобрены концептуальные подходы по организации деятельности ОРЦ.

Министерствам сельского хозяйства и национальной экономики РК необходимо проработать поправки в действующие нормативные правовые акты с целью реализации ОРЦ, помимо этого МСХ РК и НПП РК «Атамекен» проведут широкомасштабную работу по разъяснению принципов ОРЦ и до конца 2017 года подготовять справку о проекте.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры