Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Аккредитованному моряку - большое плавание, или Как попасть в «белый список»

29 Ноября 2016
9570 просмотров

В преддверии аудита международной морской организации говорим о проблемах в сфере подготовки моряков в Казахстане

Дмитрий Ковтуненко - управляющий директор Казахстанской морской академии при КБТУ. Он считает, что у Казахстана есть огромный потенциал стать транспортным окном между Европой и Азией через развитие морской отрасли. По его словам, у нашей страны есть отличный шанс благодаря морским портам в Актау, Баутино и Курык развить морские грузоперевозки, а также морской торговый флот Казахстана. Но для этого в Казахстане нужно развивать морское образование.

Учитывая также, что, согласно закону Республики Казахстан "О торговом мореплавании", с 2020 года «Иностранцы и лица без гражданства не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана и старшего механика».

Дополнительно, в январе 2017 года в РК должен пройти аудит международной морской организации (IMO). Также нам обязательно нужно войти в «белый список», чтобы доказать, что система образования дипломирования тренингов и сертификации моряков в Казахстане соответствуют международным требованиям.

- Дмитрий Николаевич, расскажите, какие проблемы препятствуют развитию морской отрасли в Казахстане и тормозят вхождение страны в заветный «белый список»?

- Есть ряд проблем. Начнем с самого начала. Если есть морская отрасль, должны быть и нормативы. По аналогии с воздушной отраслью в морской также есть международные стандарты, которые четко регламентируют работу. В морской отрасли есть так называемая конвенция ПДНВ - Правила дипломирования и несения вахты для моряков. Она была написана еще в 1978 году, в 1995 году перенесла большую модификацию, когда в нее внесли более подробные требования. В 2010 на Филиппинах собирались все государства, которые являются членами Международной морской организации, и внесли изменения в Конвенцию. Теперь там четко прописано, каким навыкам должен соответствовать тот или иной специалист в сфере морского транспорта, начиная от рядового матроса и заканчивая капитаном корабля. В Казахстане, к сожалению, эти правила не были внесены в образовательные программы должным образом. В 2012 Глава государства в своем Послании поручил развивать транспортную отрасль Казахстана, обратив особое внимание на морские перевозки, так как эта отрасль «хромала».

- Казахстанская морская академия была создана в рамках этого поручения?

- Казахстанская морская академия была создана в 2012 году с целью подготовки специалистов в сфере морского транспорта, которых не хватает в Казахстане. Учебный план академии полностью разработан на конвенции ПДНВ, то есть соответствует всем международным требованиям. Также она была открыта для вступления Казахстана в международный «белый список», поскольку без соответствующего морского образования Казахстан не мог попасть в этот список.

- Когда же, по-Вашему, мы все-таки сможем попасть в этот «белый список»?

- На данный момент ведется работа по вступлению Казахстана в «белый список». Надеюсь, к следующему году она завершится.

- Действуют ли в Казахстане какие-то стандарты морского образования?

- В Казахстане не налажена структура морского образования. Есть какой-то стандарт, который был в свое время положен в основу ГОСО. К сожалению, сегодня он устарел. Этот стандарт определяет образование только высшего командного состава.

- Как проходят стажировку казахстанские морские кадеты?

- Существует большая проблема посадки кадетов на борт кораблей. Согласно международной конвенции, есть обязательные требования. Все, кто хотят получить в дальнейшем профессиональный диплом, обязаны пройти стажировку на море. Практика должна быть задокументирована, регламентирована, должно быть официальное подтверждение. С этим очень тяжело сейчас. Мы работаем и с казахстанскими компаниями, которые охотно идут с нами на контакт. Образовывается такой цикл: мы посылаем туда кадетов, они выдают по ним какой-то своеобразный фитбэк. Есть хорошая налаженная связь.

- Сколько специалистов вы планируете выпускать в год?

- Мы планируем выпускать 25 кадетов в год: 12-13 судомехаников, 12-13 судоводителей. Есть еще Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга имени Есенова. У них порядка 60 кадетов тоже обучается на морском образовании. Если суммарно говорить, за весь период получения образования кадет обязан пройти практику в 365 дней. Для 70-80 человек посадочных мест в Казахстане не хватает. Поэтому мы сейчас прорабатываем этот вопрос и с международными компаниями, пробуем наладить связь с соседними государствами, даже смотрим дальше: и в Европу, и в Америку - пытаемся определить кадетов. Практика - это неотъемлемая часть образования, без нее мы не можем выпустить специалиста.

Одна из проблем, которую я тоже хотел бы озвучить, отсутствие четкого анализа потребности на рынке специалистов морского транспорта. Мы все знаем, что они нужны, но мы не знаем, сколько.

- Вы говорите, что академия открылась в 2012 году. Получается, уже был первый выпуск? Они трудоустроены?

- Да, у нас в этом году был первый выпуск. Мы выпустили 15 специалистов. В связи с тем, что на данный момент получение лицензий на работу в Казахстане еще не является возможным, мы всех наших студентов аккредитовали в Омане, который является членом «белого списка». На данный момент большая часть из них трудоустроена. Несколько человек работает в Каспиан Оффшор Констракшн. Несколько кадетов работает в компании Топаз. На данный момент 9 человек из 15 трудоустроены, остальные еще в поисках работы. Но, надо учитывать, что мы аккредитовали их только месяц назад - они получили разрешение на работу.

Еще одна насущная проблема - это недостаточность финансирования образовательных программ. Министерство образования вводит новую систему кредитной оплаты, возможно, это повлечет какие-то позитивные изменения. На данный момент в выделяемых грантах нет диверсификации между образованием, например, экономиста, образованием летчика и образованием моряка. Хотя вложения совершенно разные. Профессиональные курсы моряков – это очень трудоемкий и дорогостоящий элемент. На данный момент их приходится закупать за рубежом, потому что Казахстан не может выдавать эти подтверждения и дипломы.

- Охотно ли казахстанские компании идут с вами на сотрудничество?

- Не могу сказать, что мы страдаем от недостатка работы с казахстанскими судоходными компаниями. Но мы бы хотели, чтобы наши кадеты также проходили стажировку и в зарубежных компаниях, выходили в океанское плавание. Хотелось бы работать наполовину и с местными компаниями, и с зарубежными.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры